ИСТОРИЯ НЕСВИЖА  


История Несвижа
Архитектура

Много чудесных памятников архитектуры создал белорусский народ. В их числе – уникальный ансамбль древнего Несвижа. Памятники архитектуры этого города дают возможность проследить, как появилось и развивалось в Белоруссии барокко. Здания в стиле барокко появились при участии иезуитов. После принятия Люблинской унии (1569 г.), соединившей Великое княжество Литовское, куда входила Беларусь, и Польшу в единое государство – Речь Посполитую, Несвиж стал местом ожесточённых боёв, которые часто принимали формы борьбы религиозной. Николай Христофор Радзивилл Сиротка изгнал из города протестантов. По его указанию строились католические храмы, подобные тем, которые в Польше возводились по велению короля Стефана Батория. Из Рима в Речь Посполитую прибыл уроженец города Кумо архитектор–монах Ян Мария Борнардони (1561 – 1605) – ученик итальянских зодчих Джакомо Бароцци да Вильолы, Джакомо делал Порты. Бернардони участвовал в строительстве православной церкви Иль Джезу в Риме. Николай Радзивилл Сиротка пригласил итальянского зодчего а Несвиж. По проектам Бернардони были возведены замок, костёл, коллегиум иезуитов. Одновременно началась перестройка всего города. По последнему слову европейской фортификационной техники Несвиж был обведён валами и бастионами. Его планировка получила регулярные очертания. Размещение улиц, площадей, основных зданий подчинялась задачам обороны. До наших дней сохранились два таких сооружения, представляющие большой интерес - Слуцкие ворота и башня Замковых ворот.
Один из интереснейших архитектурных памятников Несвижа – средневековый феодальный замок, который после нескольких перестроек превратился в дворцово – замковый ансамбль. Несвижский замок был основан в 1583 году на месте бывшего деревянного, довольно большого и богатого строения, появившегося ещё в 1520 году, потом перестроенного а 1547 году Николаем Радзивиллом Чёрным ради получения свои родом княжеского титула. Новый каменный замок 1583г. выделялся обширными укрепительными сооружениями. Первоначально замок был со всех сторон окружён водой озёр и каналов. Попасть на его территорию можно было только по разборному деревянному мосту, который в случае нападения врага, убирали, - и замок тогда оказался на островном положении, становился труднодосупной крепостью. Несвижская крепость имела важное военное значение на протяжении нескольких столетий, была местом сосредоточения отрядов частной армии князей Радзивиллов. Башня с аркой, ведущей во внутренний главный двор, и центральный корпус дворцово – замкового ансамбля расположены на одной оси, что свидетельствует о стремлении к симметрии. Если войти через арку и следующей за ней длинный тоннель во двор и остановиться напротив главного здания ансамбля, можно увидеть своеобразное кольцо, образуемое каменными строениями. Кроме главного, или паркового двора существуют ещё два маленьких: хозяйственный и интимный. В главный двор входит парадный подъезд центрального корпуса. В XVIII веке он был надстроен до четырёх этажей, отделан пилястрами, скульптурными вставками, рельефными декорациями. Главный фронтон украсили гербы Радзивиллов, военные эмблемы и пышный орнамент, выполненные в стиле барокко. Центральный корпус занимали сами Радзивиллы. Слева от него находилось трёхэтажное казарменное здание с высокой дозорной башней, а справа – двухэтажное хозяйственное сооружение. Разобщенные первоначального корпуса позже перестраивались, дополнялись архитектурными вставками и наконец образовали замкнутый парадный двор. А с задней стороны главного здания появилась двухэтажная пристройка с террасой и двумя угловыми башенками. На главном дворе привлекает внимание причудливый колодец – прекрасный образец мастерства простых белорусских умельцев. Второй двор – конный, или хозяйственный располагался в южной части ансамбля. Здесь, в валах, размещались подземные конюшни. Поблизости была яма – бункер для медведей. В 1891 году для того, чтобы удобнее было выводить лошадей из замка, через крепостной вал была проложена дорога к дамбе, ведущая к ипподрому и парку. Третий двор совсем маленький. В своё время он сообщался с внешним миром секретными переходами. Они начинались под земляным валом и вели в разных направлениях. Местные легенды свидетельствуют, что подземные ходы к фарному костёлу, Альбе и даже Мирскому замку. В 1706 году Мирский замок был разрушен шведами и отстроен в 1726 году. Приглашённый для этого архитектор К. Жданович начал насыпать новые валы. В 1740 году он возвёл новую дворцовую часовню. В течение XVIII века в восстановлении и расширении замка участвовали и другие придворные архитекторы Радзивиллов: М. Педетти (1748 – 1779), М. Флорианович (1775 – 1779), К. Спалепани (1778 – 1779), А. Лоцци (1783, проект галереи), Л. Лутницкий (1783, проект королевского зала). Тогда же был перестроен главный корпус дворца. В центре его повысили до четырёх с половиной этажей. Таким он, в основных очертаниях, сохранился до наших дней. Каким же выглядел замок несколько столетий назад? Согласно инвентаризации 1685 года, в замке было 12 залов: Золотой, Мраморный, Гетманский, Рыцарский, Охотничий и другие, а также много других помещений, богато украшенных резьбой по дереву, лепкой, росписью, нарядными каминами. Убранство замка составляли живописные полотна старых мастеров, маргиальские жезлы, гетманские булавы, полные комплекты рыцарских доспехов, восковые фигуры исторических личностей, редкие манускрипты, старинный фарфор, фамильное серебро, золото, запасы которого у Радзивиллов были несметными.
Немало произведений искусства и драгоценностей попало из Несвижского замка в различные хранилища Советского Союза, в некоторые зарубежные музеи. А часть уникальных вещей навсегда утеряны для Беларуси. Во время военных событий 1812 года и Великой Отечественной войны из замка многое исчезло бесследно. Несвиж привлекает не только дворцово – парковым комплексом. В городе много других памятников зодчества. В 1584 году, после изгнания из города протестантов, началось строительство каменного костёла иезуитов и коллегиума иезуитов. Были основаны другие монастыри и храмы. До костёла иезуитов в Несвиже существовал деревянный приходской костёл, построенный Николаем Немировичем… В 1553 году, не претерпело существенных изменений за 4 столетия существования. Костёл не перестраивали – лишь время от времени ремонтировали. Сегодня он прославляет талант архитектора, перенесшего искусство барокко на несвижскую землю, и огромный труд простых белорусских каменщиков. Ян Мария Бернардони был не только автором проекта несвижского костёла, но и наблюдал за его реализацией вплоть до освящения. В проекте архитектор использовал композиционную структуру римского храма Иль Джезу трёхнеорной крестово – купольной базилики. Однако талантливый художник уловил и местную специфику монументальной архитектуры. В римской церкви фасад закрывает остальные части здания, поэтому всё внимание его создателей было направлено на разработку главного фасада. А в Несвиже низкая городская застройка и земляной вал давали возможность воспринимать сооружение со всех сторон. Бернардони не только выделил на боковых фасадах выступающие гранёные капеллы, но и архитектурно обработал боковые и задние фасады. Его архитектурное очертание будто повторено на остальных фасадах: канители пилястр первого яруса главного фасада в виде карниза проложены по бокам. Свободно и торжественно возвышается здание, увенчанное высоким куполом со световым фонарём. Основные барочные выразительные средства сосредоточены на главном фасаде. Он имеет центральную ось симметрии, по которой нарастает ритм ордерных элементов. Выделяются плоские пилястры, размещённые в два яруса. Бернардони смог выразить монументальность и вертикальность объёмов, характерные именно для белорусской архитектуры. В верхних нишах фасада были размещены скульптуры. Характерно, что в XVI веке кирпичные сооружения, за исключением ниш, не имели наружной штукатурки. Возможно, что несвижский костёл был в Беларуси одним из первых зданий, фасады которого были оштукатурены и побелены. Впервые в крае были использованы также статуи святых. Купол храма играет большую роль не только во внешнем облике, но и в интерьере, где он неожиданно выделяет светом продолговатое полутёмное помещение базилики, будто поднимая и расширяя пространство. Барабан купола поддерживается сферическими расписными парусами. Простенки между окнами на световом барабане также расписаны. Живопись сплошь покрывает и сам купол, в скуфье которого сделано отверстие. Свет, льющийся оттуда, освещает подкупольное пространство рассеянным мерцающим светом. В живописной канве важную роль играют архитектурные мотивы: ниши, разорванные карнизы и фронтоны. Первоначальная роспись интерьеров не сохранилась. После пожара, случившегося в середине XVII века, их реставрировал О. Кригер. Дошедшие до нас фрески были написаны придворными живописцами отцом и сыном Гесскими в 1752 – 1754 годах. В 1900 году, когда был образован комитет по капитальному ремонту костёла, их творения несколько обновили. Кисти Гесского – сына принадлежит икона «Тайная вечеря», написана для главного алтаря одновременно с росписью храма. Скульптурные обрамления ниши строго симметричны и продуманы. «Падающие» колонны и поддерживающие их ангелы будто символизируют вероотступничество Радзивиллов и их возвращение в католицизм. Эта скульптурная аллегория свидетельствует, что костёл строили специально для иезуитов в соответствии с их требованиями. Главной задачей ордена иезуитов было любыми средствами воспрепятствовать падению римско – католической церкви, пошатнувшейся под мощными ударами Реформации. Отцы – иезуиты сравнивали себя с ангелами, поддерживающими падающие колонны «здания» христианской веры. Внутри здания Н. Сиротка поставил несколько памятников – надгробий. Один из них – мраморный бюст семнадцатилетнего сына Сиротки, умершего в Болонье. Его надгробие выполнено в стиле барокко. Ещё один памятник изображает второго сына, умершего в колыбели. Между двумя скульптурами находиться третий памятник из песчаника. По стилю его можно отнести к ренессансу: изображение плоское, рельеф неглубокий, композиция уравновешенная. На этом памятнике изображён сам Сиротка. Над барельефом – длинная эпитафия на латинском языке, составленная самим Сироткой. Все три скульптуры украшают левую сторону храма. Здесь же находиться и вход в усыпальницу Радзивиллов. С правой стороны костёла внимание привлекают два памятника. В стороне от алтарей, рядом с деревянными исповедальнями, на стене виднеется скромная мраморная стена с портретом польского и белорусского поэта Владислава Сырокомли. Находящаяся рядом скульптура изображает женщину, сидящую в скорби на крышке гроба. Это произведение неизвестного автора представляет собой большую художественную ценность. В костёле сохранился старинный орган, расположенный в галерее. В полуподвальном помещении костёла, перекрытом массивным сводами, находятся захоронения самих Радзивиллов. У входа – небольшая часовенка с лепным алтарём и коваными железными решётками. Свет в усыпальницу проникает сквозь маленькие окошки с решётками. По обе стороны прохода на полу стоят в два ряда совершенно одинаковые гробы из берёзовых досок, окрашенных в тёмно – коричневый цвет. Каждый гроб перевязан железной проволокой. На узлах, где сходятся проволочные концы, находятся свинцовые пломбы с оттиском радзивилловского герба. Никаких надписей на гробах нет. Только на белой штукатурке стен у изголовья каждого гроба обычной клеевой краской написаны, чаще на латинском, имена и титулы покойных, даты их рождения и смерти. Заканчивая далеко не полный обзор истории несвижского костёла, хочется ещё раз подчеркнуть, что его архитектурный облик свободен от излишеств барокко. Композиция строго логична, ей чужда более поздняя вычурность этого стиля.
На центральной площади города привлекает внимание старинное здание ратуши. Внушительные размеры, толстые могущественные стены придают ей монументальный вид. В прошлом, после получения Несвижем магдебургского права, здесь находилось городское самоуправление. С тех сторон ратушу окружают старинные торговые ряды. Вместе они образуют единое архитектурное целое. Своеобразным и единственным в своём роде памятником архитектуры белорусского барокко являются Слуцкие ворота, находящиеся восточнее ратуши. Это – единственные сохранившиеся до нашего времени из четырёх ворот, через которые можно было проехать в город, окружённый тогда валами и широким рвом. Нынешние Слуцкие ворота были возведены в 1700 году на месте сгоревшей во время Северной войны деревянной брамы, которая перекрывала дорогу – дамбу, ведущую вдоль озера в Несвиж со стороны Слуцка. Попасть в город минуя ворота, было практически невозможно. На первом их этаже сохранилась каморка для стражи и чиновника. Каждый въезжающий или идущий в Несвиж основательно проверялся, должен был платить пошлину. Слуцкие ворота – небольшое сооружение, но оно, как и другие памятники Несвижа, оставляет своеобразное впечатление. Находясь здесь, ощущаешь веяние древности.
Большой интерес представляет собой сохранившееся до наших дней здание, которое обычно называют «домом на рынке». Оно построено в 1721 году, расположено западнее ратуши и могло принадлежать ремесленнику или купцу. Наиболее интересна главная фасадная стена. Её высокий фигурный контур скрывает двухэтажную крышу. В целом здание отвечает стилю барокко, характерному для архитектуры первой половины XVIII века. На фасаде заметно асимметрия в разбивке оконных и дверных проемов, но она сглаживается симметричной конфигурацией стены, одинаковым расположением продухов в углах щипца. Несвижский «дом на рынке» - единственный сохранившийся в Беларуси образец городского жилья первой половины XVIII века с барочным фасадом.
Южнее его расположен комплекс бывшего монастыря бенедиктинок. Как бернардинский и иезуитский монастыри, он входил в систему обороны города. Фундатором несвижских бенедектинок была жена Радзивилла Сиротки Евфимия. В их же храме она похоронена вместе с двумя дочерьми. Костёл и монастырь банедиктинок строились одновеменно. В 1590 – 1595 годах, и представляют собой единый архитектурный комплекс. Монастырь имел в плане П - образную форму, а по оси симметрии в него «встроен» костёл. В архитектуре бенедиктинского костёла – традиционная композиция, имеющая черты романской архитектуры и сочетающаяся с барочной пластикой и красочностью форм. Вход в костёл был сделан не в главном фасаде, а сбоку – он проходил через помещение монастыря. В храме было семь алтарей, из которых главный украшен колоннами коринфского


Ccылки на другие страницы, посвященные Несвижу:
Познакомься с народом
Напишите мне


 

Hosted by uCoz