СОВРЕМЕННЫЙ НЕСВИЖ  


ВЕЧНО МОЛОДОЙ
Несвиж: новые времена старого замка

В древнем замке не проходит ни дня без открытий. Еще вчера здесь нашли пчелиное гнездо. Как сюда попали пчелы - неизвестно, но 10 килограммов меда многим понравились. А сегодня при разборе перекрытий, оставшихся в наследство от межколхозного санатория, строители наткнулись на остатки пола. Сергей Сагин, каменщик: «Это… радзивилловская кладка, которая была сделана где–то в 1750 – 1800 годах».
Сейчас в замке мало что напоминает о былом величии, старые стены одеты в леса. Кругом горы строительного мусора, кирпича и арматуры. К зиме необходимо заменить старые деревянные части перекрытий современными железобетонными конструкциями. Кстати, к отопительному сезону уже установлено новейшее оборудование. Хотя, как и на любой стройке есть здесь и свои проблемы.
Юрий Чамлай, прораб: «У нас наблюдается дефицит с поставками бетона, других строительных материалов. Трудно и с техникой, и с цементом трудности наблюдаются».
Уже сегодня музейный комплекс зарабатывает более 130 миллионов рублей в год. Специалисты отмечают, что эта цифра может быть значительно выше, необходимо лишь создать инфраструктуру, что бы заезжий человек смог остановится здесь не на час–два, а провести несколько дней. В ближайшем будущем в строй вступит гостиничный комплекс. Расположится он в здании бывшей княжеской конюшни. Говорят, будут здесь и VIP–номера.
Сегодня замок в Несвиже - один из самых ответственных объектов из тех, что находятся на балансе Минкультуры. Это - памятник всемирного наследия ЮНЕСКО, визитная карточка государства. Так что здесь необходимо не просто укрепить старые стены, но и вернуть величие княжеской резиденции.
Расположенный в 120 км юго-западнее Минска, Несвиж является одним из самых старых городов в стране. Первое упоминание о нем встречается в летописях XIII столетия, но расцвет города приходится на в середину XVI столетия, когда Несвиж становится резиденцией княжеского рода Радзивиллов. В течение XVI-XVII веков город интенсивно отстраивается по последнему слову фортификационного искусства и архитектуры, а замок Радзивиллов превращается в мощное оборонительное сооружение, окруженное системой рвов, валов и гидротехнических сооружений. Здесь строится первая в Беларуси типография, в которой печатается первая Библия на белорусском языке, открывается несколько монастырей и костелов, и даже квартировалась небольшая частная армия. Сейчас этот небольшой областной центр представляет собой колоритное сочетание средневековой архитектуры, простых деревянных домов и серых образцов социалистического градостроительства.
Выдающимся памятником архитектуры является Несвижский дворцово-замковый комплекс (XVI-XVIII вв.), построенный итальянским архитектором Джованни Бернардони с явным намерением затмить королевские дворцы той эпохи. Окруженный обширной системой водоемов и крепостных валов, замок был практически неприступен, и долгое время являлся образцом для подражания при строительстве подобных сооружений. Во второй половине XIX в вокруг живописных построек центрального корпуса, казармы и хозяйственных построек, образующих центральную архитектурную группу, была разбита обширная парковая зона общей площадью свыше 200 га, до сих пор широко известная своими искусно подобранными флористическими комплексами.
Кроме замкового комплекса, заслуживают внимания монастырь и костел бенедиктинок (1590-1596 гг.), Ратуша (XVI в - одна из самых древних в стране) и близлежащие торговые ряды, великолепный Фарный костел (костел иезуитов, 1584-1593 гг. - первый иезуитский костел на территории Речи Посполитой), Замковая башня (XVI в), Слуцкие ворота (Слуцкая брама, XVI-XVIII вв.), "Дом на рынке" (1721 г) и парк Альба (XVI в) в южной части города, на территории которого были расположены не дошедшие до наших дней постройки летней резиденции Радзивиллов.

Несвиж: три дня в идеальном городе

Рассказывают, что много веков назад Леонардо да Винчи придумал модель идеального города, который своими очертаниями напоминал фигуру человека. Говорят, что по такой модели и строился Несвиж - в голове был замок Радзивиллов, в сердце - костел Божьего тела. Конечно, с тех славных времен идеальный город изменился до неузнаваемости, памятники - свидетели истории - требуют реставрации и восстановления. Но берусь утверждать, что на протяжении трех майских дней его душой был второй фестиваль камерной музыки "Музы Нясвiжа".

День первый
Начался он с премьер двух сочинений. В Радзивилловском замке прозвучали "Несвижская месса" Шимкевича и "Реквием" Осипа Козловского. Если о Козловском известно довольно много - он был учителем Огинского, автором российского гимна "Гром победы, раздавайся", создал оркестр и хор графа Муромского на Могилевщине, то Шимкевич остается и по сей день загадкой. Мы не знаем даже его имени, музыковеды рассказывают лишь, что он был органистом в Несвижском костеле. Мессу его назвали Несвижской уже в наши дни, современное переложение специально для Минского областного камерного хора и оркестра "Sonorus" сделал белорусский композитор Олег Залетнев.
Предварительно организаторы фестиваля намечали провести этот концерт в том самом костеле. Но уже несколько лет городские власти не могут найти согласия с его ксендзом, противником всяких светских мероприятий в храме Божьем. Поэтому произведения звучали в одном из залов родового замка, где в XVIII столетии Радзивиллы, их гости и слушали камерную музыку. Идеальная акустика, старинный замок - казалось бы, лучшего места придумать невозможно. Но... Антураж санатория, несколько десятилетий располагающегося в замке, стойкий запах лекарств и общепитовского борща, отдыхающие, прогуливающиеся прямо во время концерта перед музыкантами... Грустно и обидно. Напоминает модель нашего общества, владеющего бесценными культурными реликвиями, ценностями и талантами, но не только не ценящего, а порой даже не замечающего их.
Зато вечером на открытии фестиваля в районном центре культуры и отдыха (который начинал строиться еще при Радзивиллах в 1936-м) публика была, какую не часто встретишь в столичной филармонии. По словам мэра Несвижа Владимира Дражина, на каждое место в зале было по десять желающих. Как и в прошлом году, слушатели с восторгом принимали камерный оркестр под управлением Валерия Сороки и ансамбль солистов, которым руководит Борис Ничков. Оба коллектива входят в Концертный оркестр Беларуси под управлением Михаила Финберга. Ему и принадлежит идея фестиваля "Музы Нясвiжа".
Звучали на открытии сочинения Мацея Радзивилла и Наполеона Орды. Последнего не случайно называют белорусским Шопеном. Он был учеником и другом великого композитора. А сочинения Мацея Радзивилла подтверждают, что несвижские магнаты были не только щедрыми меценатами, поддерживающими искусство и науку, но и одаренными людьми. В их роду - музыканты, композиторы, драматурги...
Завершался первый день фестиваля "Музы Нясвiжа" знаменитым полонезом Огинского, который незаметно стал своеобразным гимном этого праздника камерного искусства Беларуси.

День второй
Каждому фестивалю предшествует организационная, финансовая, творческая подготовка. "Музы Нясвiжа" не состоялись бы без научной, исследовательской работы. Сочинения, звучащие на фестивале второй год, порой не найти ни в музыкальной библиотеке, ни в нотном магазине. Долгие годы архивы были закрыты для наших исследователей, и еще лет двадцать назад мы не могли представить, что Несвиж со своей культурой, театром, музыкой, картинной галереей входил в единое европейское пространство на равных.
- Сколько лет мы лишь мечтали о возможности говорить на эти темы, - сказал на научной конференции "Музы Нясвiжа" научный руководитель фестиваля Владимир Скороходов. - Сегодня мы открываем для себя старинное искусство Беларуси, начали издавать материалы, проводить фестивали.
Конечно, в Несвиже процветало не только музыкальное искусство. Поэтому и научная конференция, прошедшая в рамках фестиваля, называлась "Музы Нясвiжа". В историко-краеведческом музее с утра до самого вечера шел разговор об архитектуре, живописи, театре, которые прославили тогдашнюю некоронованную столицу Беларуси.
Ученые признали, что сейчас их исследования напоминают очень интересные фрагменты исторической мозаики, которые пока не складываются в единую картину. Необходима концепция развития исследований по Несвижу.
- Наши чтения должны стать традиционными и обязательно международными, - считает профессор Адам Мальдис. - Многие проблемы связаны с тем, что документы находятся в архивах Польши, Литвы, России. Нашим ученым очень трудно туда попасть, значит, нужно приглашать их исследователей к нам.
Да, мы действительно плохо знаем свою историю, а историю музыки не знаем почти совсем. Но, пожалуй, не очень известна нам и современная белорусская музыка. Поэтому вечер, в котором своих учеников представлял профессор Белорусской академии музыки Дмитрий Смольский, стал открытием не только для несвижской публики. Да и как мы можем знать сочинения своих композиторов, если они редко звучат даже в столице?! В лучшем случае на радио записывают новые произведения. Два сочинения специально для несвижского фестиваля написал Дмитрий Лыбин. "Скерцо", произведение, созданное Игорем Паливодой за месяц до смерти для ансамбля солистов Концертного оркестра, слышали очень немногие. Концерт для гитары с оркестром Галины Гореловой, третья часть которого звучала на фестивале, ни разу не исполнялся целиком на филармонической сцене. Александр Литвиновский предстал перед слушателями со своей еще студенческой работой "Концертино - барокко", которая связала нас незримыми нитями с эпохой Радзивиллов. А Владимир Курьян в своем концерте для цимбал и оркестра открыл - особенно для провинциальной публики - этот привычный белорусский инструмент совершенно в ином качестве. Его цимбалы страдали, мучались, терзались, будто человеческая душа. И затронули, и встревожили душу каждого...

День третий
Это был первый воскресный майский день, не такой теплый, как хотелось бы, но очень солнечный. В старинном радзивилловском парке и замке звучала музыка барокко... Казалось, время остановилось, и вот-вот на аллее парка покажется княжеская свита.
Днем Игорь Оловников дал концерт из произведений Наполеона Орды и Фредерика Шопена. Здесь же впервые был представлен первый фортепианный сборник Орды, изданный Институтом проблем культуры.
А завершался фестиваль "Музы Нясвiжа" вечером виртуозной камерной музыки - Альбинони, Гуно, Мендельсон, Россини и, конечно, Моцарт... Несвижцам, наверное, особенно радостно было сознавать, что на их земле современники великого композитора создавали произведения, может быть, не столь знаменитые и значительные, но достойные эпохи Моцарта.
Три фестивальных дня, безусловно, оживили, взбудоражили Несвиж. Он будто вспомнил, что до того, как стать провинциальным городком, в котором сохранились уникальные памятники и культурные ценности, был славой и жемчужиной Беларуси. Решения о том, что в замке должен быть музей, а никак не санаторий, принимались не раз. В последнее время им заинтересовался Президент. Еще в 1993 году Совет Министров решил создать на базе замка филиал национального музея с возможностью использования его в особых случаях как резиденции правительства. Похоже, это единственная возможность сохранить уникальное место: ведь только на реставрацию замка нужны колоссальные деньги. Тогда, возможно, в Несвиж вернутся те портреты Раздивиллов, которые в 1950 году были переданы Польше. Говорят, что готов помочь и один из потомков Радзивиллов, живущий в Лондоне...
В будущем году Несвиж будет отмечать свое 775-летие. Началом празднований должен стать третий фестиваль камерной музыки. Будет жива душа, будет жить и идеальный город - мечта не только наших предков, но и наша.
Надежда Белохвостик.

Клад из Несвижа в контексте событий Северной войны.

Олег Иов
Институт истории Академии наук Беларуси,
кандидат исторических наук.
На территории Великого княжества Литовского боевые действия Северной войны начались в начале 1706 г. Карл XII разбил свой лагерь около Гродно и стал посылать военные отряды для разрушения городов и замков сторонников Августа II Сильного. В Несвиже в это время, кроме небольшого гарнизона К. С. Радзивилла, располагался 2000-ый отряд украинских казаков полковника Михаловича. 14 марта 1706 г. три батальона шведских драгун под командованием подполковника Траутфетера атаковали несвижские городские валы ворота со стороны г. Мир.
После короткого боя драгуны ворвались в город. В уличных боях были убиты Михалович и около 300 казаков. Примерно 500 казаков заперлись в иезуитском коллегиуме, для взятия которого у шведов не оказалось подходящих пушек. Так как часть казаков вела огонь из городских домов, Траутфетер приказал поджечь Несвиж. В огне и перестрелке погибло несколько сотен защитников города, около 180 - сдались в плен. Хорошо укрепленный замок Радзивиллов шведы штурмовать не решились и двинулись на Ляховичи.
Повторно шведские войска вошли в Несвиж 10 мая 1706 г. На этот раз их возглавлял Карл XII. В замке находился небольшой гарнизон под командованием Балимана, состоящий лишь из 200 человек (90 - военные, остальные - мещане и крестьяне). Шведские парламентеры - генерал-адъютант Расенштерн и подполковник Траутфетер - предложили коменданту через час сдать замок в обмен на жизнь и свободу. Балиман, не имеющий надежды на помощь, решил открыть ворота. Шведы разрушили замок, уничтожили арсенал и сожгли, за исключением костелов и монастырей, город.
Очевидно, именно с этими событиями следует связывать сокрытие монетного клада, обнаруженного в начале октября 2002 г. во время археологического надзора в исторической части города. Он был выявлен на глубине 1,64 м от поверхности траншеи (длина 20 м, ширина 1 м), заложенной между фарным костелом и городской ратушей (двор здания по ул. Ленинская, 3). Депозит находился в слое серовато-желтого суглинка, выше которого располагались руины постройки 2 пол. XVII в. - мощный (до 0,85 м) пласт строительного мусора с обломками кирпичей, изразцов, керамической посуды и др. находками. На глубине 1,35-1,45 м в упомянутом пласте зафиксирована прослойка золы (следы пожара) мощностью 0,03-0,05 м, переходящая в 3-метровом участке в сплошной интенсивно черный культурный пласт толщиной до 0,2 м. Непосредственно в зольной прослойке выявлены 2 солида Яна II Казимира очень плохой сохранности.
В состав клада входят 1882 монеты разменных номиналов XVII - начала XVIII в. Они находились в красноглиняном горшке, покрытом изнутри бесцветной поливой, и заполняли его доверху. Сосуд был закопан в спешке, лишь на глубину нескольких сантиметров от дневной поверхности того времени - серовато-желтого суглинка.
Сохранность монет можно охарактеризовать как хорошую, однако, по разным причинам (стертость, двойной оттиск штемпеля, смещение штемпеля) значительная их часть потеряла важные для полной атрибуции и анализа детали.
Таким образом, исходя из года выпуска младшей монеты, археологических материалов и архивных данных, датой сокрытия клада можно считать 14 марта или 10 мая 1706 г. Его состав подтверждает тот факт, что в начальный период Северной войны на территории Великого княжества Литовского основным разменным номиналом остается медный солид Яна II Казимира. Появление на рынке серебряных копеек Петра I, видимо, связано с вводом в 1704 г. на земли княжества российской армии, численность которой к лету 1705 г. достигла 60 тыс. человек.


ПОВЯЗЬ ЧАСОУ

Нясвіж размешчаны на паўдневым захадзе Мінскай вобласці ў вытокаў рэчкі Ушы на галоўным еўрапейскім водападзеле.
Першае ўпамінанне Нясвіжа ў летапісах адносіцца да 1223 года. З захаду на Русь насоўваліся нямецкія і шведскія феадалы, а з усходу - мангола-татарскія захопнікі.
Палавецкі хан Кацян прасіў у кіеўскага князя і іншіх рускіх князёў дапамогі. Ён казаў так: "Нашу зямлю сёння забралі татары, а вашу возьмуць заўтра, абараніце нас. Калі не дапаможіце, то мы будзем перабіты сягодня, а заўтра".
Кіеўскі князь склікаў блізкіх і далекіх суседзяў-князёў на раду. Прывёў сюды сваю дружыну і Юрый Нясвіжскі. Вырашылі ісці паходам на ворага. Татараў трэба было сустрэць у стэпе за Дняпром на палавецкай зямле. Дружына Мсціслава Галіцкага першай перайшла раку, сустрэлася з мангола-татарамі і разбіла іх перадавы атрад. Рашучы бой пачаўся 31 мая ля ракі Калкі. Вялікай трагедыяй для рускіх дружын закончылася гэтая бітва. Ворагі акружылі іх лагер і прапанавалі здацца ў палон. У ліку князей, якія не здаліся, а са зброей у руках прарываліся да Дняпра, быў і нясвіжскі князь Юрый. Усе яны загінулі разам з дружыннікамі. Тыя ж, хто трапіў у палон, паміралі ў вялікіх пакутах. Пераможцы піравалі седзячы на дошках, пад якімі ляжалі няшчастныя. Доўга навокал разносіліся енкі і храбусценне касцей.
Існуюць звесткі, што Нясвіж яшчэ да ХІІІ стагоддзя быў умацаваннем крывічоў і сталіцай княжацкага ўдзела, знаходзячыся у залежнасці ад княстваў - то Валынскага, то Кіеўскага, то Полацкага.
Пасля смерці князя Юрыя Нясвіж яшчэ доўга быў цэнтрам княства. Вядомы нясвіжскія князі Рыгор і Іван, што ўпамінаюцца пад 1388 годам. Але яны, паводле сцвярджэння У. Сыракомлі, ужо залежалі ад Дзмітрыя Карыбута, князя ноўгарад-северскага. Каля 1430 года Нясвіжам валодаў нехта Федзька. У 1492 годзе горад перайшоў ва ўладанне да знакамітага роду Кішкаў, адна з прадстаўніц якога - Ганна ў 1513 годзе выйшла замуж за Яна Радзівіла па мянушцы Барадаты і прынесла Нясвіж у пасаг роду Радзівілаў.
У ХVІ стагоддзі Нясвіж стаў адным з галоўных центраў Рэфармаціі ў Беларусі, дзе разгарнулася барацьба супраць акаталічвання як сродка зняволення беларускіх зямель палякамі. Імены прагрэсіўных дзеячаў гэтага стагоддзя, што жылі ў Нясвіжы, набылі шырокую вядомасць: Сымон Будны, Лаўрэнцій Крышкоўскі, Мацей Кавячынскій, Саламон Рысінскі, Даніла Набароўскі і іншыя пісьменнікі, паэты, філосафы.
Каля 1560 года ў Нясвіжы была заснавана друкарня, дзе выдаваліся творы Сымона Буднага, іншых філосафаў. Друкаром быў Д. Лянчыцкі. Мікалаю Радзівілу Чорнаму падпарадкоўваліся друкарні ў Нясвіжы і Брэсце.
Яго сын і наследнік Мікалай Крыштоф Радзівіл па мянушцы Сіротка пад уздзеяннем польскага пісьменніка і прапаведніка Пятра Скаргі адмовіўся ад кальвінізму і перайшоў у каталіцтва. Па яго загаду вучоных-"ерэтыкоў" выгналі з гораду. Былі спалены на плошчы кнігі С. Буднага і іншіх асветнікаў. Пасля падарожжа ў Сірыю, Палесціну і Егіпет Мікалай Сіротка пачаў узвядзенне ў Нясвіжы каменных збудаванняў, што зберагліся да нашіх дзён.
У канцы ХVІ стагоддзя Нясвіж стаў даволі буйным горадам. У фондах Нацыянальнага гістарычнага архіва Беларусі захоўваюцца првілеі, нададзеныя яму каралямі Стэфанам Баторыем і Янам ІІІ Сабескім, грамота князя Мікалая Радзівіла аб пацвярджэнні Нясвіжу магдэбургскага права, датаванная 1586 годам, гарадскі статут. Адначасова з магдэбургскім правам Нясвіж атрымаў і свой герб. Герб Нясвіжа ўяўляў сабой шчыт, падзелены на дзве часткі: у левай, залацістага колеру, - палова чорнага арла, а ў правай - дзесяць косых палос блакітнага, чырвонага і залацістага колераў.
У канцы ХVІ стагоддзя за Слуцкай брамай, на другім беразе Ушы, быў пабудаваны Новы горад ( Новае места ). В 1625 годзе ўзнікла яшчэ адно прадмесце - " Казіміеж", якое знаходзілася ў паўночна-заходнім баку ад Старога горада.
Вялікае гора прынеслі Нясвіжу шматлікія войны. У Паўночнай вайне Радзівілы выступалі саюзнікамі Расіі і ворагамі шведскага караля Карла ХІІ, войскі якога бясчынствавалі і на тэрыторыі Беларусі. У сакавіку 1706 года шведы пад кіраўніцтвам падпалкоўніка Траўтвэтэра, перайшоўшы Нёман і разбурыўшы Карэлічы, Нягневічы, Мір, рушылі на Нясвіж. У горадзе тады стаяў пасланы Пятром І гарнізон у складзе 2000 казакаў пад камандай запарожскага палкоўніка Міклашэўскага. Шведы ўдарылі па гарадскіх валах і захапілі іх. Частка казакоў у баі з пераўзыходзячымі сіламі ворага загінула, іншыя схаваліся ў дамах і касцелах, адкуль стралялі па непрыяцелю. Траўтвэтэр загадаў падпаліць горад. У полымі загінула каля 500 казакоў, многіх узялі ў палон. Тым не менш Нясвіжскі замак не быў узяты. Знішчыўшы і абрабаваўшы горад, Траўтвэтэр накіраваўся ў бок Ляхавіч і пад Клецкам злучыўся з войскамі на чале з Карлам ХІІ. Памножанныя шведскія сілы вярнуліся ў Нясвіж, каб узяць замак. Камендант замка хацеў абараняцца, але мяшчане і шляхта вымусілі яго здаць крэпасць. Шведы занялі замак. Яны ўзарвалі ўмацаванні і бастыены, знішчылі большую частку ваеннай амуніцыі, утапілі гарматы, раскапалі валы, разрабавалі гарадскія кляштары і касцёлы, перакапалі склеп Радзівілаў.
Толькі пасля 1726 года Нясвіжскі замак быў адноўлены і перабудаваны архітэктарам К. Ждановічам. Вакол сцен узвялі новыя валы. У 1755 годзе ў парку "Альба" пабудавалі летні палац пад назвай Кансаляцыя. У1724 годзе ў Нясвіжскім замку была створана капэла. З 1740 года па 1791 дзейнічаў прыгонны тэатр. У 1750 - 1791 гадах у горадзе працавала друкарня, дзе выдаваліся падручнікі і мастацкія творы на польскай і лацінскай мовах.
Трагічныя падзеі 1812 года прынеслі гораду разбурэнні і заняпад, вынікі якіх адчуваліся доўгія дзесяцігоддзі. Толькі ў 1875 годзе Радзівілы вярнуліся ў Нясвіж. Быў адрамантаваны замак, заснаваны парк, які зараз з''яўляецца помнікам ландшафтнай архітэктуры.


В поисках утраченного

КАРЛЮКЕВИЧ Алесь
Память о давно минувших временах сродни «черным ящикам» самых современных авиалайнеров. У Несвижа, его жителей — наиподробнейшие исторические «бортовые самописцы». Причиной тому, разумеется, вельможные высоты хозяев древнего города. Вот и Адам Карлович Киркор — такого же мнения: «...Несвиж своими богатствами, блеском, великолепием, накоплением разных замечательных произведений науки и искусства не только был первым в целой Литовской Руси, но превосходил во многом даже... второстепенные столицы. Князья Острожские, несомненно, были еще богаче Радзивиллов; не менее того Несвиж всегда превосходил Острог и превосходил не разгулом, причудами и всякими излишествами барской жизни — этого было много как в Остроге, так и в Несвиже, — но своею эстетическою стороною, своими редкими собраниями, кабинетами, библиотекою, архивом, картинною галереею, театром и т.д., наконец, самою жизнью, в которой среди всевозможных барских затей было много проблесков утонченности, гуманности, высших взглядов и стремлений, наконец, даже самоотвержения...»
Дух Несвижа, его окрестностей и сегодня одно из примечательных явлений Минщины и всей Беларуси. Портрет города, края, по большому счету, определяет экономический фундамент, создаваемый нашими современниками. Самые высокие урожаи — в здешнем «Снове». О его хозяйствовании ходят легенды среди самого рядового белорусского обывателя. А колбасы, мясные продукты с пометкой, что сделаны в Снове, заставляют и избалованных минчан в очереди выстраиваться. Рядом со «Сновом» — еще и СПК «Городея», где каждый из комбайнеров равняется на легендарного Георгия Лихуту. И когда читаю у Киркора о том, что «ничего не осталось от прежнего величия Несвижа» (надо понимать, что строгий историк и этнограф делился впечатлениями от последней четверти ХIХ века), думаю об идущих, уже свершившихся и грядущих преобразованиях в облике города и старинного замка, являющегося лицом и визитной карточкой древнего поселения. Да, проекты требуют инвестиций, инноваций, словом, денег немалых. И государство, судя по тому, что сделано в городе за последние годы, находит средства для возвращения красоты веков минувших.
А к славе экономических успехов края добавляется все новая и новая слава музыкальных и рыцарских фестивалей. У меня в памяти 1995–й, когда в Несвиж возвращались «Фауст» и другие произведения Антония Генрика Радзивилла. Казалось, что вся Европа слышит музыку белорусского вельможи... И снова парк становится Меккой для самих горожан и туристов из далеких и близких стран. Да, ухоженность, чистота не заменят множества утрат. Сады и парки теряют не только деревья... Во время Великой Отечественной войны фашисты вывезли бронзовую скульптуру «Георгий Победоносец копьем убивает змея». Она размещалась в той части комплекса, которая называется Новым, или Марииным парком. Создание этого ансамбля связано с трагической историей любви княжны Марии. От Нового парка к Русскому лесу ведут аллеи из дуба и ясеня. Их строгий абрис сменяют зеленые густые массивы. Вспоминая о том, что еще недавно в замке работал санаторий, в мыслях перебираю имена писателей, возможно, гулявших по этим аллеям. Конечно же, Аркадий Кулешов (он и умер в санатории). Со слов Александра Капустина знаю и о его прогулках по старому парку. Коротал здесь свое госпитальное время и солдат Первой мировой войны Константин Паустовский. Несомненно, их внимание привлекали и темные аллеи, без которых и парк не парк!
Как же здесь не согласиться со знатоком старины Дмитрием Сергеевичем Лихачевым: «Существует пагубный предрассудок, что для продления жизни аллей с тесной посадкой надо их разрежать. Старые аллеи гибнут от изменения условий жизни: от слишком большой доступности старых деревьев свету и воздуху, что заставляет их больше всасывать влаги из почвы, а это уже часто не под силу их старым стволам. Погибшие деревья надо заменять молодыми, которые довольно быстро догоняют взрослые столетние липы и начинают беречь их старость».
Путешествие по парку приводит к уже новым, послевоенным, скульптурам. Бюсты Юрия Несвижского, Николая Радзивилла Сиротки, Томаша Маковского, Яна Марии Бернардони, Владислава Сырокомли, Якуба Коласа, композиции «Черная дама», «Ангел–хранитель с мальчиком», «Охотничья собака», «Русалка» были установлены в 1992 году. Всмотритесь в «Охотничью собаку» — она ничуть не хуже своих собратьев из парков Лейпцига, Дрездена, Лондона или Санкт–Петербурга.
Первый раз бродить в Несвижском парке без экскурсовода — занятие не из простых. Во–первых, некому рассказать множество легенд и былей, связанных, к примеру, с островом Любви или другими примечательными местами. Во–вторых, некоторые деревья так не похожи на знакомые нам сосны, ели, липы и березы, что начинаешь вспоминать: чем же в школе занимался на уроках ботаники и географии? Коллекция парковых насаждений исчисляется десятками самых экзотических пород. Рядом с известными в Беларуси деревьями — клен серебристый, барбарис Тунберга, ель Энгельмана, сосна Веймутова, сосна горная, пихта одноцветная и даже айва японская. Стоит заметить, что экзоты не забирают все пространство. Вероятно, у садовников разных поколений задача была такая — показать возможности, природные ресурсы края, но нисколько не подменять традиционные и знакомые всем посадки. Можно только догадываться, скольких знаний, какого мастерства требует уход за парком, надлежащее его содержание. Ведь даже на само создание комплекса ушли многие десятилетия.
Старый парк заложили в 1878 — 1905 годах. Приблизительно в те же времена были завершены работы в Английском и Мариином парках. В 1911 — 1914 годах разбили Японский парк. Еще в середине 30–х годов прошлого столетия проводили посадки на Лебедином лугу. А начиналось все гораздо раньше — с Замкового парка. Выходит, что возраст древнего памятника «зеленой культуры» можно исчислять столетиями.
Придет время, и не менее увлекательная экскурсия будет ждать нас и в парковом комплексе «Альба», который находится на южной окраине Несвижа. Известный с ХVII столетия, парк пока больше удивляет дикими зарослями, нежели необычными красотами. Но в планах несвижан — возвращение к жизни «Альбы». Кстати, в наведении порядка в старом парковом комплексе участвуют нынче и молодежные организации.
Мы прошлись только по окраинам парков и аллеям...

Белорусская зима Константина Паустовского

Началась Первая мировая война. Беларусь оказалась в самом эпицентре событий. Долгое время линия фронта проходила через Мядельский, Вилейский, Сморгонский и другие районы. Первая мировая связала с Беларусью если не роту, то добрый взвод русских писателей. В 13-й инженерно-строительной дружине служил Александр Блок. В одной с ним крестьянской хате в пинских Колбах жил поэт Юрий Туманов. По белорусским городам и весям путешествовал военный корреспондент Алексей Толстой. Младшим чином артиллерийской батареи надышался отравляющих газов под Сморгонью Валентин Катаев, да и ранен был дважды. Свой многотомник "Народ на войне" - эпопею, стилизованную под солдатский фольклор - начала писать в Беларуси сестра милосердия София Федорченко. И даже книгоиздатель Михаил Сабашников был на фронте, под Молодечно. А еще - Константин Паустовский, санитар Первой мировой... Корреспондент "СОЮЗа" попытался пройти белорусскими фронтовыми дорогами писателя.
...Читаю у Константина Паустовского в "Повести о жизни": "В октябре на фронте наступило затишье. Наш отряд остановился в Замирье, вблизи железной дороги из Барановичей в Минск. В Замирье отряд простоял всю зиму..." Не ищите - Замирья, "унылого села", на карте Беларуси не найти. Так где же провел "черную осень" и "гнилую зиму" с 1915 на 1916 год санитар военно-полевого отряда и будущий известный писатель? По каким таким селам и местечкам бродил юный правдоискатель, в заплечной сумке которого лежали черновые страницы его романа "Романтики", появившегося в печати только в 1930-е годы?
Поначалу на фронт Первой империалистической Костя Паустовский не попал. Был освобожден от воинской повинности и работал кондуктором и вагоновожатым московского трамвая. И все же сумел вырваться из мирной тыловой жизни. Отправился поближе к передовой - санитаром полевого санитарного поезда. Известно даже, что останавливался в Бресте в гостинице - на железнодорожном вокзале. Вскоре перешел в полевой санитарный отряд и вместе с ним отступал от польского Люблина до белорусского Несвижа. Выходит, что в древнем родовом имении князей Радзивиллов и следует искать давние следы автора "Золотой розы"?
Прихватив с собой последнее издание "Повести о жизни" (книгу мне подарили в литературном музее-центре Константина Паустовского, что находится в московском парке "Кузьминки"), отправляюсь в Несвиж. По дороге перечитываю книгу. В который раз нахожу "белорусские страницы" во второй из повестей - "Беспокойная юность": "В Барановичах я отряда не застал. Он уже ушел дальше, на Несвиж. Мне не хотелось даже на короткое время возвращаться в госпиталь. Трудно было встречаться с людьми. Я переночевал под городом в путевой железнодорожной будке по дороге на Минск, а утром выехал в Несвиж..."
А в конце главы, следующая за которой называется "Гнилая зима", и адрес, интересующий меня, указан: "Свой отряд я догнал в селе Замирье под Несвижем". Выходит, маршрут выбран правильный, с Несвижа и начинать надо. На территории замкового комплекса, предварительно созвонившись, встречаемся с самым сведущим здешним краеведом - Клавдией Шишигиной-Потоцкой. Учительница-пенсионерка, она, получив разрешение местных властей, продает у замка книги об истории Несвижа. Едва ли не десяток из них написала сама Клавдия Яковлевна. На мои расспросы она удивленно разводит руками и поясняет:
- Замирье - это Городея. Городской поселок и одноименная железнодорожная станция совсем недалеко от Несвижа. Но вот о деталях ничего не расскажу. Может быть, музейщики наши вам чем-то помогут?
Музеев в Несвиже - два. Государственный историко-культурный музей-заповедник "Несвиж" и районный историко-краеведческий. У первого экспозиции как таковой пока нет. Вероятно, она появится с завершением реставрации первой очереди музея-заповедника. Что касается районного музея, то в его стенах до Паустовского руки, что называется, еще не дошли...
Заместитель директора музея-заповедника по науке Галина Кондратьевна дает дельный совет:
- В Городее жил краевед Борис Скачко. К сожалению, уже больше года, как он умер. Но, может быть, дома остались какие-либо материалы...
До Городеи от Несвижа - 19 километров. 20 минут езды на машине - и вот я уже у того самого железнодорожного вокзала, откуда санитар Паустовский ездил в Минск или Барановичи.
Читаю в "Гнилой земле": "Поздняя осень пришла черная, без света. Окна в нашей хате все время стояли потные. С них просто лило, и за ними ничего не было видно. Обозы увязали в грязи. В двери дуло. С улицы наносили сапогами липкую глину. От этого в хате всегда было неуютно. Нам с Романиным все это надоело. Мы вымыли и прибрали хату и никого в нее не пускали без надобности..."
В Городее, городском поселке, в котором всего четыре с половиной тысячи жителей, а прежде - местечке, носившем название Замирье, нахожу спрятанный среди яблонь и алычи дом под номером 21 по улице Залинейной. Теперь здесь живет одна Аграфена Александровна Скачко. Вместе с ней и перебираем потемневшие и пожелтевшие машинописные листочки. Незадолго до смерти Борис Константинович закончил книгу о Городее-Замирье. Рукопись летописи отдельно взятого поселения находится в издательстве "Белорусская Энциклопедия". А в домашнем архиве - черновики, фрагменты краеведческого повествования о поселении, которое известно начиная с XVI столетия. Перелистав сотни страниц, находим историю Городеи начала XX века. Автор рассказывает о жизни, быте своих земляков. Какой была Городея во времена Паустовского? Еще в 1914 году по местечку в праздники маршировал духовой оркестр. На все местечко - 5 питейных домов, 17 торговых лавок.
Среди других листочков из архива краеведа вместе с Аграфеной Александровной находим страничку с заголовком "История становления медицины в Городее": "В годы войны и революции помощь населению оказывали военные медики. В 1914-1917 годы в Городее находился большой военный госпиталь, лечивший солдат Западного фронта". Значит, все верно - в нем и служил санитаром Паустовский.
Интересны наблюдения писателя, которые приводятся в "Повести о жизни": "...Белоруссия выглядела так, как выглядел бы старинный пейзаж, повешенный в замызганном буфете прифронтовой станции. Следы прошлого были еще видны повсюду, но это была только оболочка, из которой выветрилось содержимое.
Я видел замки польских магнатов - особенно богат был замок князя Радзивилла в Несвиже, - фольварки, еврейские местечки с их живописной теснотой и запущенностью, старые синагоги, готические костелы, похожие здесь, среди чахлых болот, на заезжих иностранцев. Видел полосатые верстовые столбы, оставшиеся от николаевских времен. Но уже не было ни прежних магнатов, ни пышной и бесшабашной их жизни, ни покорных им "холопов", ни доморощенных раввинов-философов, ни грозных Судных дней в синагогах, ни истлевших польских знамен времен первого "повстания" в костельных алтарях. Правда, старые евреи в Несвиже могли еще рассказать о потехах Радзивилла, о тысячах "хлопов", стоявших с факелами вдоль дороги от самой русской границы до Несвижа, когда Радзивилл встречал свою любовницу - авантюристку Кингстон, о многошумных охотах, пирах, самодурстве и шляхетском чванстве, глуповатой спеси, считавшейся в те времена паспортом на вельможное "панство". Но рассказывали они об этом уже с чужих слов..."
В одной из поездок санитар Паустовский попал под обстрел. Был сильно ранен в ногу. Выпал из седла. Лошадь, к счастью, вытащила ухватившегося за стремя раненого поближе к своим. Константин успел зажечь фонарик. Затем потерял сознание. По свету фонарика санитара и нашли солдаты-телефонисты. Месяц Паустовский пролежал в госпитале в Несвиже. Там и узнал - случайно, из старой газеты, - что на фронте погибли два его брата: "Убит на Галицийском фронте поручик саперного батальона Борис Георгиевич Паустовский". "Убит в бою на Рижском направлении прапорщик Навагинского пехотного полка Вадим Георгиевич Паустовский". Судьба - погибли в один день.
Константина отпустили в Москву, к матери. Из Несвижа он уезжал через Замирье. В Белоруссию потом вернулся только чтобы уволиться. Причиной стало его прежнее письмо из Городеи-Замирья. На Западный фронт приезжал император. Как писал Паустовский: "Он "посетил" и Замирье. Ко времени его приезда было приказано привести село в порядок. Это выразилось в том, что из лесу привезли много елок и замаскировали ими самые дрянные халупы". Письмо, где санитар рассказывал штатскому приятелю о визите императора, попало в военную цензуру. Больше Паустовского, предупредив, что он отделался легким испугом, на фронт не пустили.
А Замирье-Городея, Несвиж, минские и гродненские проселки остались в судьбе и памяти Константина Паустовского на всю оставшуюся жизнь. И "всплыли", как адреса художественного и жизненного опыта, только через тридцать лет, когда писатель начал работу над "Повестью о жизни".
Александр Карлюкевич



На «Средневековом Несвиже» рыцари покажут водное сражение
(Хроника фестиваля)

Времена благородных рыцарей и прекрасных дам давно минули, но остались еще романтики, живущие в тех временах. Именно они и собираются провести грандиозный фестиваль «Стародавний Несвиж». Неудивительно будет, если многие минчане столпотворению во время Дня Независимости предпочтут поездку в древний Несвиж.
Два дня в этом родовом гнезде Радзивиллов будет одновременно звучать фольклорная и средневековая музыка. Причем «музыкальная география» этого фестиваля будет значительно расширена – менестрели приедут не только из соседних стран, но даже из Великобритании. В зрелищной программе «Средневекового Несвижа» примут участие жонглеры, акробаты, каскадеры, факиры, танцовщицы. Вообще же заявки на участие в Несвижском фестивале пришли из девяти стран – а это более 40 рыцарских клубов. Организаторы рассчитывают, что за два фестивальных дня в Несвиже побывает до 50 тысяч зрителей.
Как рассказал сопредседатель оргкомитета Игорь Михно, программа составлена так, чтобы развлечение по интересам нашлось абсолютно для всех. В рамках концепции "живая история" планируется полностью воссоздать атмосферу IХ-ХVI веков, причем самым активным образом будут привлекаться к действу зрители. Одна из главных целей феста – дать возможность зрителям самим испечь блин, примерить средневековую одежду, вырезать себе ложку из дерева, сплести хотя бы небольшой кусочек кольчуги или отпечатать грамоту.
Организаторы попытаются привлечь внимание к болезни, которая существует уже не одно тысячелетие, – сахарному диабету. В Несвиже по старым рецептам приготовят пищу для диабетиков и расскажут о том, как выживали больные в средневековье.
Само собой, в эти дни рыцари не раз скрестят свои мечи во имя прекрасных дам. Будет в рамках фестиваля и совершенно необычная акция - воссоздание забавы князей Радзивиллов "Взятие Гибралтара". С судов на берег озера высадят десант, который будет штурмовать грозный, нависший над водой форт. Твердость и решительность «Европы» столкнется с непреклонностью защитников «Африки». Кто победит в этой «исторической» схватке, мы увидим только в Несвиже.
В рамках фестиваля пройдет и такое сугубо «светское» мероприятие, как показ средневекового белья от фирмы Serge и обуви, специально созданной промышленным способом несколькими белорусскими предприятиями.
Кроме того, в Несвиже 3 июля ожидается видеопремьера фильма «Анастасия Слуцкая». Все желающие смогут пообщаться с актерами и съемочной группой, которая создала этот фильм.
Сергей МАЛИНОВСКИЙ 28 июня 2003

Город этот — жемчужина Беларуси.

Создание генплана начинается с изучения съемки, особенностей планировки и, конечно, с изучения исторических документов: старые планы, гравюры, инвентари. Особенности рельефа на плато водораздела, где протекала река Уша, повлияли на возникновение поселения, а затем и на формирование ансамбля “город–замок”. И сегодня в рельефе города прочитываются следы истории: остатки городского вала, ручей на месте бывшего рва, и над всем этим — уникальный город-памятник. Его история связана с княжеским родом Радзивиллов. В конце XVI — начале XVII в. был построен каменный замок и основан город: разбита новая система улиц и кварталов, возведены городские укрепления, каменные монастыри, ратуша с торговыми рядами. Улицы, проложенные по образцу итальянских городов в духе маньеризма, носили “лабиринтовый” характер. Это имело военно-стратегическое значение — не так-то просто захватить город, в котором можно запутаться. Кроме того, такая планировка усиливала остроту зрительного восприятия от внезапно открывающихся величественных ансамблей монастырей, костелов, ратуши.
Ценные исторические памятники, хорошо сохранившаяся древняя архитектурно-планировочная структура и живописное природное окружение делают Несвиж памятником градостроительного искусства, городом-заповедником. Начата работа по включению Несвижского дворцово-замкового комплекса и фарного костела в Список всемирного культурного и природного наследия.
В Государственной схеме комплексной территориальной организации Республики Беларусь Несвиж классифицируется как город с высоким туристско-рекреационным потенциалом. Здесь необходимо:
— развивать инфраструктуру туризма и отдыха и систему культурно-познавательного туризма, стимулировать предпринимательство по созданию предприятий и учреждений обслуживания туристов и отдыхающих;
— обеспечить:
— условия эффективного использования национальных природных и историко-культурных рекреационных ресурсов;
— государственное финансирование и льготное кредитование работ и мероприятий по восстановлению и использованию историко-архитектурного наследия;
— развитие комфортабельных транспортных связей с ближайшими узлами международной и национальной транспортной сети; развитие сети автосервиса;
— строительство обходных автомобильных дорог, обеспечивающих изоляцию туристских центров от транзитных транспортных потоков;
— определить оптимальные параметры жилищного строительства, не нарушающего природные ландшафты и способствующего развитию туристских функций.
В Несвиже особенно остро сталкиваются интересы современного города, желающего жить в ногу со временем, и древнего, который мы обязаны сберечь.
Сложно не войти в конфликт с историей. Эти проблемы должен решить генеральный план.
Рациональное функциональное зонирование и развитый планировочный каркас создадут предпосылки для формирования комфортной среды для проживания горожан.
В центральной части города, опираясь на историко-архитектурный опорный план, потребуется выделить историческое ядро, а также предусмотреть дальнейшее направление развития общегородского центра за пределами исторической зоны.
В городе необходимо формировать кварталы новой жилой застройки. Строить ли жилье в историческом центре? А что? Хорошо, все рядом. Но ведь это идет вразрез с функциональным назначением туристской зоны — здесь не будет уединения, изолированности от чужого внимания, появится желание отгородиться. Очевидно, жилищное строительство следует вести в новых районах города, где создание центров культурно-бытового обслуживания сделает их удобными для проживания, а также исчезнет необходимость в повседневном посещении центра города.
Город растет, развивается сеть улиц и дорог. Совершенствование и трансформация существующей радиальной планировочной структуры по радиально-кольцевой схеме позволит создать систему внутригородских непрерывных связей между отдельными районами, а завершение строительства внешнего автотранспортного обхода позволит освободить город от транзита.
Новая схема транспортного обслуживания, сеть автостоянок временного хранения индивидуального автотранспорта и туристических автобусов позволят перераспределить транспортные потоки на период проведения массовых мероприятий таким образом, чтобы освободить исторический центр для пешеходного движения.
Природно-ландшафтный каркас Несвижа формируется и развивается сегодня на основе непрерывной системы исторических парков — памятников садово-паркового искусства: парка “Альба”, дворцово-паркового комплекса; благоустроенных городских зеленых насаждений общего пользования; других природных ландшафтов в долине водной системы реки Уша. Все это важно сохранить и в будущем.
Стратегия развития Несвижа во многом будет основана на регенерации исторического центра, воссоздании его богатого историко-архитектурного и историко-градостроительного наследия, что обеспечит городу уникальное архитектурно-пространственное своеобразие. Возрождение в Несвиже на основе научных историко-архитектурных обоснований утраченных архитектурных ценностей ансамбля средневекового города в значительной степени восстановит исторический характер аристократического города, в котором прежде активно развивались наука и искусство.
Живописные пейзажные парки — парк-набережная с историческим садом Бенедиктинского монастыря, дворцово-замковый комплекс, историческое ядро города с сохранившейся архитектурно-планировочной структурой и уникальными памятниками архитектуры XVI–XVIII вв. могут стать основой для развития сети туристских маршрутов: конных, велосипедных, пеших. Многообразие открывающихся исторических видов, ландшафтов, контраст благоустроенных и “заброшенных” участков зеленых насаждений позволят создать широкую палитру впечатлений.
Возможно, уже надоели эти старые полуразвалившиеся “сараюшки”, хочется красивых широких асфальтированных улиц и стриженых газонов (от чего устали жители крупных мегаполисов). Не все понимают прелесть неторопливой прогулки вдоль берега озера (а не по обустроенной набережной), по некошеной траве с богатством луговых трав, полевых цветов, нагретого воздуха с гудением пчел. Быть вдали от суеты, но вблизи от цивилизации — не это ли мечта большинства туристов? Может быть, и не надо доводить до лоска, вылизывать и стричь? Руины, заросшие плющом, дадут чувству и сердцу гораздо больше, чем выстроенный и выхолощенный “новодел”. Хотя работа предстоит огромная — сделать “несделанность”: случайность дорожек, вдруг вырастающих придорожных корчем (после усердного осмотра достопримечательностей), неожиданность лодочной станции. Все должно быть “замаскировано” под естественность.
В решениях генплана определена стратегия создания комплексов туристско-рекреационных объектов и сооружений международного уровня с организацией парково-выставочной зоны, учтены ресурсы современного города — центра аграрного района. Так, например, планируется зарезервировать территории для аграрно-выставочного комплекса сооружений под открытым небом, которые будут использоваться для организации и проведения сельскохозяйственных фестивалей и других научно-популярных мероприятий.
В генеральном плане также будут определены параметры развития инфраструктуры туризма и отдыха, в том числе для системы культурно-познавательного туризма, создания свободной экономической зоны туристско-рекреационного типа на базе культурно-туристской зоны “Несвиж—Мир”. Все это должно способствовать привлекательности города для инвестиционной и предпринимательской деятельности, росту удельного веса работающих в сфере услуг, решению проблемы занятости населения.
…Когда почувствуешь поэзию города, проживешь, пропустишь через себя его историю, проверишь его гармонию чувством — как звучат струны-улицы, сияют центры-звезды, ласково течет река и куда, в конце концов, дует ветер, когда ощутишь город как единый организм — где пульсирует новая жизнь, где “больные” места, — тогда и рождается проект.

В Несвиж вернется "Монарх"

Жодинские мастера восстанавливают уникальный бильярдный стол, принадлежавший Радзивиллам, некогда могущественным белорусским магнатам.
Чего только ни пришлось испытать этому бильярдному столу после революции! В 1917 году "буржуйскому развлечению" предавались солдаты Красной Армии, которые квартировали в Несвиже. Во время первой мировой здесь в полевом госпитале лечился писатель Константин Паустовский, который играл на этом бильярде. В 1926 году несколько партий с последним хозяином дворца в Несвиже - Лионом Радзивиллом - сыграл маршал Польши Юзеф Пилсудский. В 1939 году там побывал писатель Валентин Катаев, который назвал бильярд "молчаливым свидетелем взлета и падения целой эпохи".
Во время второй мировой на бильярде развлекались военные летчики люфтваффе. При отступлении они забрали из замка все что могли. А вот стол пришлось оставить - вероятно, он не проходил ни в одну из дверей, и его собирали прямо во дворце. После войны в Несвижском дворце была устроена "Белмежколхоз-здравница", так что бильярдом баловались отдыхающие колхозники. Говорят также, что на радзивилловском бильярде переиграл весь писательский бомонд БССР.
Последним пристанищем легендарного бильярдного стола стала одна из пожарных частей Беларуси, где он едва не закончил свой век. Дело в том, что Радзивиллы играли шарами для пула. А сейчас более распространены шары для русской пирамиды, которые шире в диаметре. Если такой шар попадал в лузу и катился по желобу, он нередко застревал. И чтобы протолкнуть его, горе-игроки не находили ничего лучшего, как садануть по столу сапогом. Так что на боковых поверхностях сейчас не найти живого места от ударов "бильярдистов".
После того как стол вызволили из пожарной части, за восстановление "Монарха" предложили взяться профессиональным реставраторам. Но те заломили такую цену, что администрация Несвижского дворца отказалась от их услуг. И тут по счастливому совпадению кто-то вспомнил о компании "Руптур" в Жодино. Эта фирма занимается изготовлением бильярдных столов и аксессуаров и известна своим качеством далеко за пределами Беларуси. Глава компании, президент Европейского комитета по пирамиде Александр Соколов согласился отремонтировать старинный радзивилловский бильярд бесплатно.
"Монарха" привезли прошлым летом. По словам резчика по дереву Александра Коцубы, он был черного цвета, а под краской оказалось еще и несколько слоев полового лака. "Только когда мы аккуратно сняли всю грязь, увидели, насколько этот стол красив: проявились мелкие резные детали, рисунок шпона из красного дерева". Около трех месяцев в компании готовились к реставрации, читали литературу. Уж больно деликатная работа, ошибок не прощает.
- Никто из историков не предложил нам помощь, так что мы сами принимали все решения, - заметил директор фирмы Валерий Швед. - Старинные столы мы уже восстанавливали, был один даже постарше, 1863 года выпуска. Но тот проще, да и ответственность нечего сравнивать. Мы нашли древесину аналогичных сортов столетней давности. Каким образом? Брали фрагменты столов, которые уже невозможно восстановить, и использовали. А за шпоном специально ездили за границу.
В небольшой мастерской над бильярдом Радзивиллов корпят три человека. Руководит работами по всеобщему признанию мастер-золотые руки Сергей Бяко. Художник-конструктор Геннадий Жебин сказал нам, что ради "Монарха" он оставил работу школьного учителя. "За это время о профессии резчика я узнал больше, чем за всю предыдущую жизнь", - признается Геннадий.
Части стола сейчас аккуратно разложены на верстаках в мастерской. Но даже в таком, "расчлененном", виде нельзя не отметить величие "Монарха". Как говорят мастера, только одна его нога состоит из 80 различных деревянных деталей. Многие из них приходится вырезать, восстанавливать и приклеивать на место. А вот игровую поверхность стола решили заменить полностью, ведь материал для нее - ардезию - применяют до сих пор. Сыграет кто-нибудь на столе Радзивиллов в будущем или он станет отныне "неприкосновенным" музейным экспонатом - в любом случае бильярдных дел мастерам не будет стыдно за свою работу. Уже к лету "Монарх" вернется в Несвиж и предстанет во всей своей красе.
Сергей Малиновский. Комсомольская правда в Белоруссии.


Как бильярд попал к радзивиллам?

Бильярдный стол "Монарх" появился в Несвижском замке в 1896 году. Он был приобретен Антонием Радзивиллом в Берлинском филиале американской фирмы Brunswick. Это один из самых дорогих, а возможно, даже самый дорогой бильярдный стол, который когда-либо существовал на территории Беларуси.
Антоний Вильгельм Радзивилл вступил во владение замком в 1875 году. Он приехал в Несвиж вместе с женой Марией-Доротой Радзивилл де Кастелян де Талейран (одной из красивейших женщин Европы, внучатой племянницей знаменитого Талейрана - министра иностранных дел Франции времен Наполеона). До их приезда замок почти 60 лет стоял в запустении. Супруги были представителями берлинской линии Радзивиллов и со всей немецкой педантичностью принялись за восстановление замка.
Бильярд переходил по наследству Юрию Фредерику, Антонию Альбрехту и Лиону Радзивиллам. Лион оказался последним, кто жил в Несвижском замке - в 1939 году он иммигрировал в Италию. А последний представитель славного рода играл на старом бильярде в 1999 году. Это был князь Николай Радзивилл, приезжавший в Несвиж из Англии. Восторг от увиденного фамильного бильярда был таким же сильным, как и негодование из-за того, до какого состояния его довели.
Согласно легенде всего раритетных бильярдных столов у Радзивиллов было три. Один из них находится сейчас в компании "Руптур", еще один обнаружен в одной коммерческой фирме, и сейчас ведутся переговоры по его возвращению в Несвиж. Следы третьего, увы, утеряны.
Говорят, что:
Пане Каханку - Карл Станислав Радзивилл - придумал маленькую хитрость для того, чтобы выигрывать на бильярде. Пол в зале он велел установить на резиновые подушки. Когда бил Карл Станислав, пол оставался неподвижным, когда же ударял соперник - начинала ходить челядь, пол раскачивался и удар оказывался "смазан".
Наградой удачливому игроку была музыка, звучавшая прямо из стола. Мастер музыкальных инструментов Владимир Пузыня предполагает, что это скорее всего была комбинация колокольчиков и молоточков, которые приводились в движение шаром, когда тот катился по желобу. А вот Валерий Швед считает: механизм был похож на тот, что используется в музыкальных шкатулках. К сожалению, даже намека на музыкальный механизм в столе, который находится сейчас в фирме "Руптур", обнаружить не удалось.


СПРАВКА

Несвиж - один из древнейших культурных центров Беларуси. Его справедливо называют городом-памятником. Первая легенда о нем датируется 1223 годом, впервые упоминается в лепописи в 1446.
С первой половины ХV столетия город находился в составе Великого княжества Литовского. С начала ХVI столетия и на протяжении более 4-х веков Несвиж являлся ординацией известнейшего в Европе рода князей Радзивиллов. В 1586 город получил Магдебургское право.
В 1583 году на древнем городище начал возводиться замок. За всю историю в нем были собраны богатейшие архивы, уникальная библиотека, коллекции из различных областей науки и культуры, картинная галерея, были основаны первые на территории Беларуси певчая капелла, придворный оркестр, театр.
В 1562 году в Несвиже вышли первые книги на белорусском языке - «Катехизис» и «Про оправдание грешного человека перед Богом» Сымона Будного. В городской типографии гравер, картограф и печатник Томаш Маковский выпустил первые подробные карты г. Москвы и Великого княжества Литовского. Последняя содержала историко-географический обзор Беларуси ХVI века.
Несвиж гордится своим прошлым. Сохранилось много архитектурных памятников: Замок, Фарный костел, Городская ратуша, Монастырь бенедиктинок, Торговые ряды, Слуцкие ворота... Это сокровища города, его достояние.
С Несвижским краем неразрывно связаны биографии общественного деятеля и поэта Владислава Сырокомли, белорусских народных поэтов Якуба Коласа, Янки Купалы, известного писателя Кузьмы Чорного.
Город Несвиж — это белорусская колыбель зодчества, художественного творчества, книгопечатания, литературы, театра, музыки, образования и философии. В районе находится 104 памятника: 32 — архитектуры, 8 — археологии, 64 — истории.
На протяжении своей истории город многократно подвергался нашествиям, пережил разрушения и пожары. И каждый раз, благодаря труду, таланту и патриотизму жителей, возрождался вновь.
Несвижский район пересекают автомобильная и железнодорожная магистрали Брест - Москва.
Главное направление развития экономики района - сельское хозяйство. В состав агропромышленного комплекса входят 12 хозяйств с коллективной и коллективно-долевой формой собственности, 2 экспериментальные базы, 1 совхоз, 1 5 предприятий и организаций, обслуживающих сельское хозяйство. Площадь сельскохозяйственных угодий составляет 57,2 тыс. га, в том числе 45,4 тыс. га пашни. Район специализируется в растениеводстве - на производстве зерна, картофеля, сахарной свеклы, льна, овощей; в животноводстве — на производстве молока и мяса. Удельный вес продукции растениеводства в товарной продукции сельского хозяйства района составляет 34 %, животноводства - 66 %.
На территории района работают 13 промышленных предприятий: ОАО «Городейский сахарный комбинат» (более 75 % в общем объеме промышленного производства района), РУП «Несвижский завод медицинских препаратов», ОАО «Несвижский льнозавод», крахмальный завод, швейная фабрика, ОАО «Несвижский городской молочный завод», хлебозавод, торфопредприятие «Красная звезда» и др. Строительную программу в районе выполняют 5 строительных организаций.
Район имеет развитую социальную инфраструктуру, которая представлена учреждениями образования, медицины, физкультурно-спортивными комплексами, клубами, домами культуры, музеями, библиотеками и школами искусств. Медицинскую помощь населению оказывают центральная районная больница на 319 коек, Городейская поселковая больница на 100, Сновская участковая больница на 45 и Несвиж¬ский родильный дом на 40 коек, 5 участковых врачебных амбулаторий. Прием больных ведется 3 поликлиниками, 22 фельдшерско-акушерскими пунктами и 3 здравпунктами. В районе работают 5 аптек, 22 аптечных пункта.
Система образования в районе представлена разными типами образовательно-воспитательных учреждений, в числе которых 18 средних школ, гимназия, 7 базовых, 3 начальные, 5 учреждений нового типа школа-детский сад, школа-интернат для слабослышащих детей, 20 детских дошкольных учреждений, центр внешкольной работы, детский дом семейного типа. В школах обучается около 6 500 учащихся, в дошкольных учреждениях воспитывается 1 519 детей. В образовательных учреждениях работают около 1000 педагогов, среди них 22 отличника народного образования Республики Беларусь. В средних и базовых школах открыты классы и группы профильного обучения, в 5 - лицейские классы, в 2 - профессиональные. Охват дифференцированным обучением составил 50 % от общего количества учащихся. Для занятий физкультурой, спортом и туризмом в районе имеется 3 стадиона, 29 спортивных залов, 3 плавательных бассейна, 25 спортивных площадок. Ежемесячно спортсмены района принимают участие более чем в 50 республиканских и областных соревнованиях и турнирах.
В районе работает 36 клубных учреждений, 41 библиотека, 4 школы искусств, историко-краеведческий музей, музей-квартира М.К.Севрука. При домах культуры и сельских клубах функционируют 187 клубных формирований, в том числе 150 коллективов художественной самодеятельности, из которых 8 носят звание «народный» и 3 детских — «образцовый». На базе историко-краеведческого музея в 2001 г. открыты гончарная мастерская, мастерская резьбы по дереву в д. Снов, салон-галерея «Скарбніца» для продажи и выставки изделий мастеров народного творчества в г. Несвиже. Ежегодно, начиная с 1996 г., в районе проводится фестиваль камерной музыки «Музы Нясвіжа» под руководством народного артиста Республики Беларусь М.Я.Финберга.
Учитывая исключительную ценность, место и роль в национальном и историко-культурном наследии Беларуси, Постановлением Совета Министров Республики Беларусь дворцово-парковый ансамбль и другие памятники истории и культуры города вошли в созданный Национальный историко-культурный музей-заповедник «Несвиж».


Принято решение о демонтаже конструкций восточной галереи Несвижского замка

27 сентября 2006 года в Минске на заседании Белорусской республиканской научно-методического совета по вопросам историко-культурного наследия при Министерстве культуры принято решение о демонтаже конструкций восточной галереи памятника архитектуры XVI-XVIII столетий Несвижского замка.
Как отметил главный архитектор института "Минскгражданпроект" Петр Савчук, в результате обследования восточной галереи замка установлено, что часть ее конструкций, в том числе фундаменты, стены и своды, находятся в аварийном состоянии, так как утратили несущие свойства. По его словам, несмотря на попытки укрепления конструкций, существует опасность их обрушения, что создает угрозу для жизни людей, осуществляющих работы по реставрации замка. Специалист обратил внимание на то обстоятельство, что рабочие, восстанавливающие историко-культурную ценность, "не часто сталкивались с таким видом работ".
Научный руководитель реставрации Несвижского дворцово-паркового ансамбля Сергей Друщиц сообщил, что в галерее не сохранились элементы декора, в том числе росписи и изразцы. Он предложил при послойной разборке конструкций галереи сохранить ее торцовые стены, а при восстановлении сооружения использовать кирпичи старой кладки. "По мере необходимости при проведении реставрационных работ используются новые кирпичи, которые по своим параметрам соответствуют аутентичным", — сказал С.Друщиц.
Член-корреспондент Национальной академии наук, доктор архитектуры, директор Института искусствоведения, этнографии и фольклора НАНБ Александр Локотко выразил озабоченность в связи "с высоким процентом новодела при проведении реставрационных работ". "Как только приступаем к восстановлению объекта, он начинает рушиться. Это тем более тревожно, когда речь идет о таком уникальном сооружении, как Несвижский замок", — отметил ученый. Он предложил разработать методики восстановления подобного рода объектов, максимально учитывая возможности консервации конструкций и исходя из принципа незыблемого сохранения облика памятников.
При принятии решения по этому вопросу против демонтажа галереи проголосовали доктор искусствоведения, профессор Надежда Высоцкая и доктор архитектуры, декан архитектурного факультета Белорусского национального технического университета Армен Сардаров.

В постановлении совета говорится о необходимости восстановления галереи с воссозданием всех ее архитектурных и стилистических особенностей, а также о максимальном использовании аутентичных материалов, сообщает БелаПАН.

Второй пусковой комплекс Несвижского замка введут в строй к 2010 г.
К 2010 году планируется полностью ввести в эксплуатацию второй пусковой комплекс Несвижского замка. Об этом БЕЛТА сообщила ведущий специалист управления капитального строительства и материально-технического обеспечения Министерства культуры Беларуси Жанна Куделко, комментируя постановление Совмина "Об утверждении архитектурного проекта "Реставрация и приспособление дворцово-паркового ансамбля XVI-XVIII веков в г.Несвиже (второй пусковой комплекс, второй этап)" от 19 августа 2006 года № 1062.
По ее словам, на первом этапе реставрации будут открыты южная галерея, каменица, гостиница для туристов, позднее — дворец, арсенал и восточная галерея. В соответствии с постановлением правительства, на выполнение работ второго этапа второго пускового комплекса выделено Br 44,82 млрд.
Жанна Куделко напомнила, что реставрационно-восстановительные мероприятия в дворцово-парковом ансамбле в Несвиже идут уже около двух лет и предполагают поэтапное выполнение работ. После завершения определенного этапа реконструкции планируется ввод в эксплуатацию пусковых комплексов. Это позволит развертывать экспозиции, а значит, и активно включать объекты в туристическую деятельность.
По первому пусковому комплексу, который будет введен в эксплуатацию в 2007 году, выполнены основные общестроительные работы, монтаж наружных и внутренних сетей и коммуникаций. Ведутся раскопки сохранившихся фортификаций западного бастиона, археологические исследования на территории объекта, отреставрированы фасады, закончены кровельные работы. В этом году в замке будет полностью укреплен фундамент, стены, завершена значительная часть внутренней отделки, выполнены сантехнические работы, благоустройство прилегающей территории и др.
Технические решения, принятые в проектной документации и применяемые при реставрации дворцово-паркового ансамбля в Несвиже, соответствуют требованиям экологических, санитарно-гигиенических и противопожарных норм и правил, обеспечивают безопасную для жизни и здоровья людей эксплуатацию и учитывают современные требования к инженерному и технологическому оборудованию, добавила специалист.

Слуцкой браме хотят вернуть прежний облик

Началась реконструкция символа Несвижа — Слуцкой брамы: ей хотят вернуть прежний облик. Старый город накрыла настоящая эпидемия. Эпидемия реставрации. Строительные леса перебрасывают с одного легендарного объекта на другой. Дошла очередь и до Слуцкой брамы. Реконструкция, которую реставраторы осторожно называют ремонтом, начата на днях.
Слуцкая брама — единственные из четырех уцелевшие ворота города. С въездной брамы начинался когда-то всякий город Великого княжества Литовского. Сегодня их осталось только две: Слуцкая — в Несвиже и Острая — в Вильнюсе. В прошлом году Слуцкая брама как неотъемлемая часть архитектурно-культурного комплекса Несвижа внесена в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.
Известный коллекционер Владимир Лиходедов предоставил открытки из своего собрания. Так выглядела брама в начале прошлого века. Сейчас архитекторы мечтают вернуть ей былой, более величественный вид.
С ней связано множество городских преданий: говорят, желания, загаданные под этими старыми сводами, непременно сбываются. У нее всегда стоят свадебные кортежи: молодожены верят, что эти стены приносят счастье. Но это, так сказать, из разряда мифологии. Что же касается реальной жизни, то она у брамы, можно сказать, отсутствует. Вот уже несколько лет стоит она пустой, закрытой. Исторически ворота города совмещали несколько функций. Здесь была капличка (в Слуцкой браме на путь благословляла икона, подаренная городу Радзивиллами). Здесь же несли дозор мытники и городская стража. К сожалению, нынешнее положение брамы (она обвита кольцом городской дороги с достаточно интенсивным движением) не способствует привлечению туристов. Для нее не нашли применения. А как известно, ничто не увядает так быстро, как дом, у которого нет хозяина. Местные власти и руководство музея-заповедника сейчас решают задачу: под что ее лучше приспособить.
В последний раз старую браму приводили в порядок в начале 80-х. Казалось бы, не так и давно. Но если говорить о сооружении, которому 400 лет...
— Сейчас мы работаем с кладкой, — рассказывает научный руководитель реставрации несвижского архитектурного ансамбля Сергей Друщиц. — К сожалению, она не в лучшем виде. Местами даже хуже, чем на стенах дворца Радзивиллов. Хотя они и ровесники.
Впрочем, как постоянно напоминают сами специалисты, эти работы хоть и были сопряжены с серьезными научными изысканиями, полноценной реставрацией их нельзя назвать. Это просто капитальный ремонт. Он уже давно требовался: слишком тяжелая черепица, положенная перед "Дажынкамi", подточила и без того старую стропильную систему. Нынче ее будут менять.
— Есть предложения слегка изменить форму крыши, сделать более изящное барочное завершение, какое и было раньше, легкие слуховые окошки — люкарни, — рассказывает Сергей Друщиц.
Еще в прошлом году специалисты сделали археологические раскопки по периметру башни. Меня поразило тогда, что каменная кладка башни уходит в землю на глубину больше метра. Да и входной проем слишком низкий, а ведь, по идее, всадник на коне должен был иметь возможность проезда, не спешиваясь.
— Не совсем так, — считает архитектор Лариса Пономарева, автор проекта реставрации Слуцкой брамы. — Археологические раскопки подтвердили, что внешний периметр стен башни практически на 2 метра уходит в землю. Хотелось бы показать это туристам, ведь тогда совсем по-другому ощущается ее оборонное предназначение. А вот всаднику, кажется, перед воротами все-таки приходилось спешиваться.
Исследователь Светлана Адамович обнаружила уникальные снимки, на которых хорошо видно, что снаружи башня куда выше, а вот внутренний проезд в ворота как бы приподнимается.
В соответствии с этими вновь открывшимися историческими фактами разработан и уникальный проект реставрации. Специалисты говорят о нем как о весьма интересной и необычной работе. Но пока он — скорее план на перспективу. И это тоже неплохо, что пытаемся смотреть в будущее, не оцениваем бытие одним днем — дескать, пусть потомки думают. А пока идет ремонт. Осторожный и корректный по отношению к старинному зданию.
Светлана ЛИЦКЕВИЧ, фото Сергея АЛЕКСАНДРОВИЧА, "СБ-Беларусь сегодня


СОВЕТЫ ТУРИСТУ
В Несвиж на автомобиле. Советы туристу

Если вы запланировали поездку в Несвиж, то лучше всего добираться до города на автомобиле. Дорога из Минска до Несвижа занимает 2-3 часа. Поездку в Несвиж лучше всего совершать самостоятельно. В Минске можно арендовать автомобиль за 10-20 долларов в час.
Почему автомобилем? Во-первых, у Вас будет возможность останавливаться в небольших кафе и ресторанчиках, которые попадаются по пути следования. Их кухня - это особенное удовольствие. В Минске вы не найдете место где так великолепно готовят мясо на открытом огне.
Во-вторых, вдоль трассы на Несвиж удивительно красивая природа. Вы сможете останавливаться там, где вам захочется и не зависеть от графика туристической группы. Заблудиться по дороге из Минска в Несвиж очень сложно, так как везде на трассе расположены указатели на русском и английском.
Если Вы все же заблудитесь по пути, то постарайтесь выехать на большую трассу. Там вам будет легче найти англоговорящего водителя, который поможет найти правильную дорогу. Белорусы дружелюбны и всегда рады прийти на выручку туристам, попавшим в затруднительное положение.
Также доехать до Несвижа можно на автобусе (маршрут "Минск-Пинск", идет через Несвиж) с автовокзала "Центральный". Еще вариант - электричка из Минска (Минск-Барановичи или Минск-Столбцы). Электрички отправляются из Минска от ст.м. Институт Культуры или с ж/д вокзала. Нужно доехать до станции Городея. Из Городеи ходит автобус до Несвижа. Он забирает пассажиров после каждой электрички.

Несвиж. Где и что поесть. Советы туристу

Несвиж как туристический центр Беларуси стал развиваться относительно недавно. Поэтому пока город не может порадовать туристов обилием ресторанов, кафе и баров. Для того чтобы перекусить вы можете воспользоваться услугами нескольких заведений с более-менее приемлемой кухней.
Ресторан "Ратуша" (ул. Советская, 3) - единственное место в городе с приличной кухней. Ресторан расположен в здании Городской Ратуши. Отсюда и название ресторана. Интерьер ресторана стилизован под позднее средневековье: мечи, щиты, искусственный камень. Рекомендуем попробовать традиционные белорусские блюда: драники, зразы. Название многих блюд - эксплуатация главного туристического брэнда Несвижа - истории рода Радзивиллов. В ресторане запрещено курить. Средняя стоимость обеда без спиртного в ресторане - около 8 Евро.
Ресторан «Несвиж» (Белорусская, 7). Советский дизайн, антураж в духе брежневской эпохи. Кухня белорусская, европейская. Не стоит просить здесь карту вин или фирменные спички заведения - рискуете сильно озадачить официанта. Плотно поесть в этом ресторане вы сможете за 6-7 евро. Бутылка белорусской водки поможет сгладить недостатки дизайна и обнаружить в официантах признаки дружелюбия. В целом, водка - это то немногое, что без зазрения совести можно порекомендовать во всех питейных заведениях Несвижа.
Прочие заведения: кафе «Чабарок»( Ленинская, 17), «Нестерка»( Советская, 5) и «Теремок»( Чапаева, 1а). В первую очередь эти кафе - места отдыха местного населения. Если вы очень голодны, и горите желанием поближе познакомиться с реалиями и обычаями белорусского народа - лучших мест, чем эти в Несвиже будет трудно найти. Стоимость обеда - 3 - 4 Евро.


Ccылки на другие страницы, посвященные Несвижу:
Познакомься с народом
Напишите мне


 
Hosted by uCoz